Яндекс.Метрика

"Использование татарского музыкального искусства в музыкально-дидактической игре детей старшего дошкольного возраста"

Автор: музыкальный руководитель МАДОУ № 91

Кировского района г. Казани

Бардышева Е. Н.

 

Почему я   обратилась к этой теме…И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Татарский народ – это народ с богатыми песенными традициями, который действительно любит и ценит музыку. Песни помогали выжить в самые тяжелые годы и сберечь духовные ценности.

Татарская песня восходит к народным напевам, колыбельным, которые пели матери своим детям. Программа рекомендует нам использовать в музыкальном развитии народные колыбельные, игры с пением, плясовые и произведения композиторов, в том числе созданные специально для детей дошкольного возраста. Что посеешь, то и пожнешь, говорят в народе. В детском саду закладываются основы общего музыкального развития, здесь происходит приобщение к музыкальному искусству своего народа.

«Если мы сможем привить детям любовь к народным песням, народным традициям с малых лет, то с уверенностью сможем смотреть в будущее.» ( И. Шакиров, народный артист России и Татарстана). Есть надежда, что вспыхнувший в детских душах огонек любви к народной песне не погаснет, а это одно из условий сохранения основ культуры нации. Разучивание и исполнение песен, танцев, игр композиторов Татарстана, татарского фольклора в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, родного края, познакомить с подлинно художественными образцами – колыбельными, песнями. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально – игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.

Ознакомление детей с музыкой композиторов - классиков татарского народа - С. Сайдашева, А. Ключарева, Ф. Яруллина, Ж. Файзи; современных - Н. Жиганова, С. Губайдуллиной, Р. Еникеева, М. Музаффарова; композиторов специально сочиняющих и работающих в детском саду - Ф.Шаймордановой, Л. Хисматуллиной, Л. Батыр - Болгари; и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам татарской музыкальной культуры, что несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной любить не только и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.  Проанализировав программу и имеющиеся у меня материалы по татарской музыкальной культуре, в соответствии с методикой проведения музыкально - дидактических игр, я разработала ряд музыкально- дидактических игр с использованием музыки татарских композиторов и татарского музыкального фольклора, которые представляю ниже.

 

СОЛНЫШКО   И   ТУЧКА

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая,    жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Наглядность: карточки трех видов - сияющее солнышко; солнышко, чуть прикрытое тучкой ( «спящее» ), тучка с дождем.

Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому,   жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.

Музыкальный репертуар: Колыбельная. З. Хабибуллин.

Марш. Л. Хайретдинов.

Танец клоуна. Ю. Виноградов.

Методика проведения.

  1. Детям раздают карточки и предлагают послушать 3 музыкальных произведения. Дети определяют характер каждого из них поднятием определенной карточки. Таким образом, на первом этапе дети определяют характер.
  2. Дети строят 3 круга группируясь, реагируют на звучание 3-ех контрастных произведений: 1) двигаются в своем кругу под марш;

2) спокойным шагом, мягким;

3) грустная - стоят.

3.   Соревнуются 3 круга. Победители поощряются исполнением музыки с использованием музыкальными инструментами.

 

П Е С Н Я - Т А Н Е Ц - М А Р Ш

Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Наглядность: Такие же карточки, как и в предыдущем пособии. На маленьких карточках изображены флейта ( песня ), бубен ( танец ), барабан ( марш ).

Музыкальный репертуар: « Марш» С. Сайдашев; «Полька » Н. Жиганов; «Кем уяткан Лейлане» Ф. Хатыйков.

Методика проведения: Дети слушают поочередно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующим жанру пьесы , и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки.

 

Ч Е Й   Э Т О   М А Р Ш   ?

Цель: Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать   умение различать характер  марша.

Наглядность: Прямоугольная карточка разделена на три квадрата. На первом квадрате изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем - игрушечные солдатики. Три картонные фишки, разноцветные.

Музыкальный репертуар: «Курчаклар марши» Н. Жиганов; «Марш Советской Армии» С. Сайдашев; «Марш» Ф. Яруллин.

Методика проведения: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые педагогом поочередно. По характеру звучания, по выразительным особенностям музыки дети должны догадаться, чей это марш, и закрыть фишкой соответствующую картинку.

 

Ч Е Й   Э Т О   Т А Н Е Ц ?

Цель: Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер танца.

Музыкальный репертуар: «Танец медвежат» Ю. Виноградов, «Танец джигита» Ю.Виноградов, «Лесной мотылек» Л.Батыркаева, «Танец клоуна» Ю. Виноградов, «Дедушка пляшет» Л.Батыркаева.

Проводится аналогично предыдущим играм.

 

В Ы Б Е Р И   И Н С Т Р У М Е Н Т

Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Наглядность: Набор маленьких карточек с изображением разных детских музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар: Пастушок играет. Л.Батыркаева; Парень с гармошкой. Л.Батыркаева.

Методика проведения: Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

 

Т Р И    Т А Н Ц А

Цель: Развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.

Наглядность: Использовать цветные карточки, зеленая соответствует плясовой; голубая - вальсу, оранжевая - польке.

Методика проведения: Исполняются три танца – полька, вальс и плясовая - в разной последовательности. Дети узнают танец   и поднимают соответствующую карточку. Музыкальный репертуар:

Музыкальный репертуар: Полька. З. Хабибулин; Вальс. А. Ключарев; плясовая - Апипа.

 

П О Д Б Е Р И     К А Р Т И Н К У

Цель: Развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Наглядность: Используются фотографии, репродукции с картин, соответствующие образам музыкальных пьес.

Музыкальный репертуар: Весенние капельки. Р. Еникеев.

Методика проведения: Исполняется музыкальная пьеса. Детям показывают две репродукции и предлагают выбрать тот, который больше соответствует характеру музыки. Дети, объясняя свой выбор, рассказывают, какого характера музыка и почему картинка выбранная больше соответствует прозвучавшему произведению.

 

Р И Т М И Ч Е С К И Е       К У Б И К И

 

Цель:   Развивать у детей представление о ритме.

Наглядность: 10 маленьких кубиков, 10 больших кубиков.

Музыкальный репертуар: Ладушки Г. Гилязутдинова; Апипа, муз. и сл. народ., обр. Р. Еникеева; Дождик лей ! , сл. народные, муз. Р. Еникеева; Выгляни, солнышко! Из детского фольклора; Поезд, муз. и сл. Р. Гатиной. Ф. Батыршиной, обр. Г. Гилязутдиновой.

Методика проведения: Педагог исполняет попевку, обращая внимание детей на ее игровой характер и четкий ритм. Во время повторного исполнения предлагает им прохлопать ритмический рисунок попевки. Затем показывает кубики и объясняет, что ритмический рисунок можно сложить из кубиков, если представить, что большие кубики обозначают долгие звуки, а маленькие - короткие звуки. Попевка исполняется вновь, после чего кто-либо из детей с помощью педагога выкладывает из кубиков     ритмический рисунок. Потом задание выполняет другой ребенок.

 

Проанализировав свою работу по данной теме, я убедилась в необходимости продолжать начатое в данном направлении, наметила для себя следующие пути своей деятельности.

Изучать передовой инновационный опыт других педагогов в данном направлении. Совершенствовать свои познания о татарской музыкальной культуре. Расширять ряд музыкально - дидактических игр, внедряя в непосредственную работу с детьми, создавая и придумывая новые, постоянно пополнять игротеку. Проводить постоянную практическую работу с воспитателями - консультации, семинары - практикумы - по расширению музыкального уголка в каждой группе по всем возрастам. Постоянно пополнять музыкальные уголки в группах новыми дидактическими играми, пополняя и совершенствуя старые. Привлекать родителей к данной теме в форме демонстрационно - выставочного материала, где постоянно знакомить с работой в данной области, музыкально - дидактическими играми, поясняя наглядно, как можно использовать музыкально - дидактические игры в домашней обстановке.